|
В этом разделе рассматриваются аспекты реальной реорганизации предприятий и часто встречаемые на этом пути проблемы и рассматриваются варианты наиболее приемлемого разрешения сложных проблем реорганизации.
Вопросы же, связанные с вопросами ликвидации предприятий путём реорганизации рассматриваются в разделе «Ликвидация».
В рамках данного раздела, невозможно детально рассмотреть все многогранные стороны такой довольно сложной юридической конструкции как реорганизация. Мы попытаемся акцентировать Ваше внимание на наиболее важных и злободневных проблемах реорганизации, с одной единственной целью – облегчить вам решение поставленных задач, возникающих при проведении процедуры реорганизации.
На первый взгляд, кажется всё просто: несколько самостоятельных организаций обьединяют своё имущество и продолжают работать как одно предприятие, или же одно предприятие делится на несколько частей и каждая из них продолжает функционировать самостоятельно, как вновь созданные юридические лица.
Однако при этом надо помнить, что действующим законодательством установлена определённая процедура, нарушение которой может привести к серьёзным неблагоприятным последствиям. Порядок проведения реорганизации установлен в нескольких законодательных актах, прежде всего: Гражданский кодекс РФ, глава 4,ст.57 ГК и ряд других статей, соответствующие законы об Обществах с ограниченной ответственностью и Акционерных обществах, Налоговый кодекс РФ. Действуют также специальные документы, регламентирующие разные стороны проведения реорганизации, например “ Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации“ утверждённые постановлением Правительства РФ от 26.02. 2004 года № 110.
Несмотря на обилие нормативных актов, регламентирующих процедуру реорганизации вопросов больше, чем правильных ответов.
Общеизвестно: что согласно ст.57 ГК РФ, реорганизация юридических лиц может проводиться в пяти формах, это
· преобразование
· выделение
· разделение
· присоединение
· слияние
Согласно действующему законодательству, в том числе и в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей “ от 8 августа 2001 года № 129
Преобразование это форма реорганизации, при которой одно юридическое лицо прекращает своё существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме. Реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее же юридическое лицо с этого момента считается прекратившим свою деятельность.
Однако не любое преобразование является реорганизацией. Так, например, если закрытое акционерное общество становится открытым (или наоборот) – то эта процедура согласно сложившейся правоприменительной практики не является реорганизацией.
Документы по преобразованию подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, которое прекращает свою деятельность.
Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:
· вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности преобразованного юридического лица;
· выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
· сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.
Выделение это реорганизация, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо (из которого выделяется другое юрлицо) продолжает существовать в уменьшённом виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу. При этом, реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации, вновь созданного юридического лица. А прежнее юридическое лицо продолжает свою деятельность.
Документы подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица.
Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:
· вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном (или созданных) юридическом лице и о внесении изменений в сведения о реорганизуемом юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
· выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
· сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.
Присоединение это реорганизация, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другое продолжает её с учётом проведённой реорганизации в форме присоединения. Реорганизация считается завершённой с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.
Документы подаются в уполномоченный регистрирующий орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо.
Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:
· вносит в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица и об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо.
· выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
· сообщает о прекращении деятельности присоединённого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединённого юридического лица, заявления о прекращении его деятельности и выписки из ЕГРЮЛ.
Слияние это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате обьединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.
Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:
· вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц;
· сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту нахождения этих юридических лиц и направляет им копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации, и выписки из ЕГРЮЛ.
· выдаёт заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
· сообщает о государственной регистрации юридического лица, созданного путём реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. По получению которых, направивший документы регистрирующий орган уведомляется регистрирующим органом получившим дело.
Для общей информации по данной проблематике, следует отметить, что реорганизация может быть добровольная, вынужденная и принудительная.
При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизьявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы реорганизации могут иметь и иной характер.
При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства. Приведём некоторые типичные примеры: так, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (п.3 ст.7 ФЗ №14 от 8.02. 1998г. “Об обществах с ограниченной ответственностью “); приведём пример по некоммерческим организациям: если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается обязанность вести предпринимательскую деятельность, то ассоциация или союз обязано преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (требование п.1 ст.121 ГК РФ). На этом перечень обстоятельств, при которых наступает обязательство по вынужденной реорганизации не ограничивается.
Принудительная реорганизация юридического лица возможна при определённых случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так например, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) вправе выдать Предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (требования ст.19 ФЗ № 948-1 от 22.03.1991 г.).
Ниже мы будем рассматривать только обстоятельства касающиеся аспектов добровольной реорганизации.
В качестве общей полезной информации по вопросу реорганизации, можно отметить следующую особенность. Гражданское законодательство РФ содержит множество организационно-правовых форм, особенно некоммерческих. В связи с чем, в том же законодательстве имеется ряд ограничений, касающихся возможности реорганизации различных организационно-правовых форм.
Иными словами, далеко не все организационно-правовые формы совместимы между собой. Сама проблематика данного вопроса в законодательстве не имеет чёткой регламентации, и как нам кажется это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, институт реорганизации довольно новое явление для российского законодательства (не будем забывать, что от эпохи “развитого социализма “ нас отделяет всего один десяток лет и никакой реорганизации раньше как явления не существовало); во-вторых, правоприменительной практики явно не хватает. Нами замечено, что регламентация этого вопроса в законодательстве, напрямую зависит от развития правоприменительной практики и от её качества.
Допустим, вы столкнулись с такой проблемой: прямого запрета на реорганизацию данных ОПФ законодательство не содержит, однако есть сомнения касательно того, оформит ли регистрирующий орган государственную регистрацию реорганизации нужной ОПФ. Можем посоветовать следующее:
— избегайте реорганизации, в результате которой предполагается обьединить юридические лица с несовместимой структурой собственности, у которых принципиально разный порядок формирования имущества и уставного капитала, а также разная ответственность перед третьими лицами
— если всё-таки не удаётся избежать “смешанной “ реорганизации, для устранения сомнений в легитимности выбранной схемы реорганизации, следует разделить реорганизацию на несколько этапов, с целью достижения оптимального результата.
Какие организационно-правовые формы несовместимы для целей реорганизации:
1.Прямой запрет:
· невозможна совместная реорганизация производственного кооператива и государственного учреждения, общественного обьединения и акционерного общества;
2.Ограничения, путём введения специальных запрещающих или предписывающих норм:
· хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п.1 ст.68 ГК РФ)
· общество с ограниченной ответственностью можно преобразовать в акционерное общество или в производственный кооператив (п.2 ст.92 ГК РФ)
· акционерное общество можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию (п.2 ст.104 ГК РФ)
· некоммерческое партнёрство можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию или в общественную организацию, а также в хозяйственное общество, в случаях установленных законом “О некоммерческих организациях“ (п.1 ст.17 ФЗ № 179 о от 23.12.2003г.)
· учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Необходимо помнить, преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях, которые установлены законом (п.2. ст.17 ФЗ “О некоммерческих организациях “).
· автономную некоммерческую организацию можно преобразовать в фонд или в общественную организацию (п.3 ст.17 ФЗ “О некоммерческих организациях “).
· ассоциацию или союз можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество (п.4 ст.17 ФЗ “О некоммерческих организациях “).
Как вы уже заметили, ограничения касаются в основном реорганизации в форме преобразования.
По другим формам реорганизации, таким как слияние, присоединение, выделение также имеются некоторые ограничения, но они в основном касаются производственных кооперативов и унитарных предприятий (см. соответствующие законы “О производственных кооперативах “ (ФЗ №41 от 8.05.1996г.) и “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях “ (ФЗ № 161 от 14.11.2002г.).
Больше всего в нашу компанию обращаются с вопросом, о возможности проведения реорганизации в форме слияния акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью между собой или с юридическим лицами других организационно-правовых форм.
Необходимо отметить, что акционерное общество в любой его форме может проходить процедуру слияния, разделения, выделения только в своей организационно-правовой форме и никакой другой. Если же перед вами стоит задача на конечном этапе получить иную организационно-правовую форму, скажем общество с ограниченной ответственностью или некоммерческую организацию, то Вам придётся набраться терпения и пройти несколько последовательных этапов.
Например, перед вами стоит задача, присоединить к акционерному обществу производственный кооператив. Для этого необходимо на первом этапе преобразовать производственный кооператив в акционерное общество и вторым этапом присоединить его к искомому акционерному обществу. Также в несколько этапов из акционерного общества можно выделить общество с ограниченной ответственностью, производствен ный кооператив или некоммерческую организацию. Последовательность действий аналогичная предыдущей: сначала из состава акционерного общества выделяется другое акционерное общество, которое далее преобразуется в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
Главным отличительным признаком любой реорганизации является универсальное правопреемство. Универсальное правопреемство предусматривает, что права и обязательства реорганизуемого юридического лица в зависимости от формы реорганизации передаются правопреемнику передаточным актом или разделительным балансом. Особо отметим: и передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем правам и обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт предусмотрен для таких форм реорганизации, при которых права и обязательства реорганизуемого юридического лица полностью передаются правопреемнику. Это касается слияния, присоединения, преобразования.
Если же при реорганизации происходит распределение прав и обязательств реорганизуемого предприятия между несколькими предприятиями- правопреемниками, то в таких случаях предусмотрен разделительный баланс. Он применяется при разделении и выделении.
Необходимо помнить, что передаточный акт и разделительный баланс – краеугольный камень, сущность любой реорганизации. Эти документы важны для любого предприятия большого и маленького, ну а если речь идёт о реорганизации сложного производственного комплекса или когда права и обязанности одного юридического лица распределяются одновременно между несколькими юридическим лицами, значение вышеуказанных документов трудно переоценить. Они являются определяющими, так сказать центральным элементом всей реорганизации.
Всем известно, что отношения между юридическими лицами не всегда безоблачны и приятны. Нередко участники реорганизации по-разному определяют обязательства, вытекающие из тех или иных взаимоотношений, пытаются как говорят “ перетянуть одеяло на себя“. Поэтому так важно чётко определить перечень прав и обязательств передаваемых в рамках универсального правопреемства.
Особо рекомендуем обратить ваше внимание на проблему передачи прав на недвижимое имущество и правопреемство по налогам и сборам. Для обьектов недвижимости, как известно, установлен особый режим подтверждения права собственности. Согласно п.1 ст.131 ГК РФ, а также ст. 219 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре (в столице, эти полномочия принадлежат Федеральной регистрационной службе по г. Калининграде и Калининградской области).
Внимание! Учитывая то, что реорганизация основана на универсальном правопреемстве, которое представляет особый порядок перехода всего имущества, всех имущественных прав и обязанностей, соответственно и передача недвижимого имущества на основе универсального правопреемства является самостоятельной формой выбытия имущества, которая принципиально отличается от таких традиционных форм отчуждения недвижимого имущества, как купля – продажа, мена или дарение. Принципиальным отличием данной формы отчуждения является то, что вновь созданное юридическое лицо-правопреемник, становится обладателем всех вещных прав правопредшественника (в том числе и недвижимого!) с момента его государственной регистрации. Последующая государственная регистрация недвижимости за вновь созданным юридическим лицом является лишь доказательством существования права собственности возникшего по другим основаниям (в нашем случае в порядке универсального правоприемства). Этот вывод не раз подтверждался решениями судов, в том числе и Высшим арбитражным судом РФ. Да и с позиции здравой логики, трудно сделать иной вывод: ведь юридическое лицо – правопредшественник в момент передачи имущества (и государственной регистрации) перестаёт существовать с юридической точки зрения.Поэтому сохранять право собственности за несуществующим юридическим лицом в период до регистрации вещного права за новым юридическим лицом-правопреемником в Федеральной регистрационной службе было бы абсурдным или по крайней мере нелогичным. Однако это совсем не означает, что при реорганизации не надо регистрировать переход права собственности на недвижимое имущество. Внести в Единый государственный реестр переход права собственности – обязанность нового собственника.
Налоговые обязательства. Зачастую в период реорганизации, учредители уделяют больше внимания переходу прав и обязанностей на вещные права, а также вопросам хозяйственной (производственной) деятельности предприятия и при этом нередко забывают о налоговых обязательствах. И совершенно напрасно. Пренебрежение налоговыми обязательствами в период реорганизации часто оборачивается для предпринимателей реальными финансовыми убытками, которые могут привести даже к реальному банкротству вновь созданного предприятия. Поэтому, убедительно советуем вам почитать налоговый кодекс, а именно статью 50 НК РФ. В частности, в ней указано, что при слиянии, присоединении и преобразовании (когда правопреемником является одно юридическое лицо) к новому юридическому лицу наряду с другими правами и обязательствами, полностью переходят налоговые обязательства правопредшественников.
Учитывая то, что при разделении и выделении образуется несколько правопреемников, то все права и обязательства распределяются между правопреемниками на основе разделительного баланса. Соответственно и налоговые обязательства правопреемников должны быть отражены в разделительном балансе. В тех случаях, когда разделительный баланс не позволяет определить долю каждого правопреемника в налоговых обязательствах, соответствующая ИФНС обращается в суд с иском к правопреемникам и уже решением суда на вновь возникшие юридические лица может быть возложено солидарное исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица (п.7 ст.50 НК РФ).
Для реорганизации в форме выделения НК РФ делает единственное исключение – у выделившихся юридических лиц не возникает правопреемства в части исполнения обязанностей по уплате налогов. Поэтому новый налогоплательщик, созданный в результате выделения свободен от прошлых налоговых обязательств создавшего его юридического лица (правопредшественника) и начинает свои отношения по уплате налогов, как говорится “с нуля “. Конечно, это хорошая ситуация для начала хозяйственной деятельности выделившегося юридического лица. Если бы не одно обстоятельство содержащееся в пункте 8 статьи 50 НК РФ: “ если в результате выделения одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение данной обязанности, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица “.
Разобравшись в принципе по налоговым обязательствам: кто должен платить налоги, необходимо помнить о том когда платить, иными словами следует разобраться в налоговом периоде и определить его начало.
В соответствии с налоговым кодексом налоговый период по многим налогам совпадает с календарным годом. Это прежде всего относится к налогу на прибыль, единому социальному налогу (ЕСН), налогу на доходы физических лиц. Если завершение реорганизации приурочено к концу года, то видимых проблем не возникает – прежние предприятия заканчивают налоговый период на общих основаниях, а новое предприятие начинает со следующего года новый налоговый период.
По этому вопросу есть отличия; так если к предприятию присоединяются или наоборот выделяются другие юридические лица, то и налоговый период при этом не прерывается.
При всех остальных формах реорганизации, предусмотрен следующий порядок определения налогового периода:
· для юридических лиц, которые при реорганизации ликвидируются, последним налоговым периодом является период времени от начала года до дня завершения реорганизации, то есть до дня государственной регистрации нового юридического лица;
· для новых юридических лиц первым налоговым периодом будет отрезок времени со дня их создания (государственной регистрации) до конца года.
Соответственно, все доходы, полученные предшественником до реорганизации и соответствующие им расходы должны быть отражены в последнем налоговом периоде- до даты реорганизации. Полученная прибыль или убыток по этому периоду не прибавляется к прибыли или убытку, определённому правопреемником в рамках своего первого налогового периода – после даты реорганизации.
Доходы и убытки правопреемника при реорганизации.
При реорганизации, в силу её специфики, происходит особый порядок перехода всего имущества, всех имущественных прав и всех обязанностей одного юридического лица к другому. Передача имущества и других активов в процессе реорганизации не может быть квалифицирована ни как реализация этих активов, ни как безвозмездная их передача. Это особый порядок отчуждения имущества и активов, определённый законодательством как переход имущества от одного юридического лица к другому в порядке универсального правопреемства (п.1 ст.129 ГК РФ). На основе этого, у правопреемника в составе доходов не учитывается стоимость имущества, а также имеющих денежную оценку имущественные и неимущественные права, которые он получает в порядке правопреемства при реорганизации. Не возникает налогооблагаемого дохода и у реорганизуемого налогоплательщика при передаче правопреемникам своих обязательств.
Вышеуказанный вывод подтверждается также положением пп.2 п.3 ст.39 НК РФ: передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества правопреемнику не признаётся реализацией.
При реорганизации, предприятие-правопреемник имеет право уменьшить свою прибыль на убыток предприятия-правопредшественника, в том же порядке, что он и делает это в обычной хозяйственной деятельности. Вам также, будет полезно знать, что с 2007 года будут сняты все ограничения на уменьшение прибыли текущего года, а в нашем случае- до даты реорганизации.
НДС при реорганизации. Так как, передача имущества и активов при реорганизации не является ни реализацией, ни безвозмездной передачей то и соответственно передача имущественных прав организации её правопреемнику (правопреемникам) не признаётся обьектом налогообложения в целях НДС (пп. 7 п.2. ст.146 НК РФ).
Налоговые проверки при реорганизации.
Налоговые проверки, проводимые в связи с реорганизацией, имеют ряд особенностей.
Прежде всего, налогоплательщик после принятия решения о реорганизации, обязан в трёхдневный срок и в письменном виде сообщить о данном решении в свою территориальную налоговую инспекцию. Для такого сообщения предусмотрена специальная форма № С- 09 – 4 “ Сообщение о реорганизации юридического лица», утверждённая приказом МНС РФ от 02.04. 2004 года. Получив сообщение от налогоплательщика ИФНС уже принимает решение: проводить или не проводить проверку и за какой период и по каким налогам. Это право налоговой инспекции. Если ИФНС принимает решение о проведении проверки, то следует помнить, что при проведении таких налоговых проверок с налогового органа сняты все ограничения, имеющие место при проведении иных налоговых проверок. Так, выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией налогоплательщика может проводиться:
· повторно по одним и тем же налогам и уже за проверенный налоговый период (ст.87 НК РФ).
· независимо от времени проведения предыдущей налоговой проверки (ст.89 НК РФ).
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником. Порядок исполнения этой обязанности определён налоговым кодексом и кратко описан выше. Следовательно, налоговый орган вправе проверить налоговые периоды, относящиеся к деятельности реорганизуемых юридических лиц и даже после того, когда такая реорганизация произошла. В этой ситуации, уже правопреемник будет представлять интересы правопредшественника (реорганизованного юридического лица) перед налоговой инспекцией. Именно он (правопреемник) обязан обеспечить и предоставить налоговому органу необходимую информацию и документы за запрашиваемый налоговый период.
По результатам проверки налоговый орган может принять одно из следующих решений:
· доначислить налоги;
· начислить пени за несвоевременную уплату налога;
· привлечь налогоплательщика к ответственности в форме штрафа.
Как уже отмечалось ранее, до даты завершения реорганизации юридическое лицо непосредственно само участвует в правовых отношениях по налоговой проверке и отвечает за имеющие место правонарушения. После даты завершения реорганизации непосредственно несёт всю ответственность правопреемник.
Особенности снятия с налогового учёта и постановки на налоговый учёт при реорганизации.
Важно знать, что в соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками от 9.09. 2005года № САЭ-3-01/444, налоговый орган получив сообщение от налогоплательщика о начале процедуры реорганизации проводит сверку его расчётов. Для этого налогоплательщика приглашают в территориальную налоговую инспекцию специальным уведомлением с указанием даты проведения сверки расчётов. Уведомление составляется в двух экземплярах и направляется по почте по адресу местонахождения исполнительного органа юридического лица. В случае возврата уведомления, по причине отсутствия адресата по данному адресу акт сверки расчётов подписывается должностным лицом территориальной ИФНС в одностороннем порядке, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. (В этом случае сотрудники ИФНС составляют Акт о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом на основании имеющихся у них данных, а при их отсутствии или (при их недостатке) на основании данных деятельности аналогичных предприятий!).
При явке налогоплательщика в ИФНС для оформления Акта сверки в срок, указанный в уведомлении и при отсутствии расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документе ставится подпись налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица налогового органа. Документ составляется в трёх экземплярах. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставятся дата получения и подпись налогоплательщика.
Важно! Один экземпляр Акта сверки включается в пакет документов, формируемый для последующего направления в налоговый орган по месту учёта предприятия –правопреем ника, другой остаётся в налоговом органе по месту сверки расчётов. Если при проведении проверки, имеет место расхождение между данными налогоплательщика и налогового органа, то в этом случае проводится работа по их устранению.
Как уже было отмечено выше, регистрирующий орган после внесения в ЕГРЮЛ записей о государственной регистрации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации уведомляет о произведённых записях налоговые органы по местам учёта всех участников реорганизации. На основании полученных от регистрирующего органа сведений налоговые органы самостоятельно осуществляют следующие действия :
● снимают с налогового учёта налогоплательщиков, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
● осуществляют постановку на учёт организаций-налогоплательщиков, созданных в результате реорганизации.
При этом датой снятия с учёта и исключения сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации.
Идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) при снятии их с учёта по причине прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными. ИНН предприятия, из которой выделились или к которой присоединились другие юридические лица, не изменяется. Выделившейся организации присваивается новый ИНН.
Свидетельство о постановке на учёт, ранее выданное организации признаётся недействительным. При этом в налоговый орган данное свидетельство не предоставляется.
Серии и номера свидетельств о постановке на учёт, признанных недействительными, а также ИНН, признанные недействительными, размещаются на web-сайтах управлений ИФНС по субьектам РФ.
Налоговый орган, снявший организацию с учёта, не позднее следующего рабочего дня направляет в налоговые органы, где организация состоит на учёте по иным основаниям, выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации.
Вопросы конвертации (обмена) или распределения долей, акций при реорганизации.
Количество долей или акций, которыми владеет учредитель или акционер прежде всего отражают количество прав владельцев по отношению к обществу. Поэтому вопрос законного распределения долей или акций правопреемника имеет принципиально важное значение при проведении реорганизации. Данная проблема часто решается при помощи механизма конвертации, который желательно зараннее отразить в необходимых документах одновременно со всеми другими важными вопросами, которые решаются при принятии решения о реорганизации. Правильно оформленная конвертация (обмен), а в некоторых случаях распределение долей или акций – основное условие, так сказать надёжная основа для проведения законной реорганизации. Особенно это важно, для недопущения в дальнейшем большого количества корпоративных споров, ставящих под сомнение законность и справедливость проведённой реорганизации.
При реорганизации ООО в АО, обычно трудностей при конвертации не возникает, если определить правильный коэффициент конвертации. Коэффициент конвертации представляет собой количество долей или акций одного общества, конвертируемых (обмениваемых) на доли или акции другого общества.
Коэффициент распределения представляет собой количество долей или акций одного общества, на которые распределяется одна доля или акция другого общества.
Более сложным и запутанным является реорганизация в любой форме касающиеся акционерных обществ. Это связано с особенностями эмиссии ценных бумаг при реорганизации.
Общеизвестно, что величина уставного капитала акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретённого акционерами.
С выпуском и размещением акций и связаны дополнительные хлопоты лиц, принимающих решение о реорганизации. Прежде чем размещать акции, акционерное общество должно зарегистрировать решение об их выпуске (дополнительном выпуске).Ценные бумаги, выпуск которых не прошёл государственную регистрацию, не могут быть размещены.
Общеизвестно так же, что для акционерных обществ, которые образуются вновь, данное правило не распространяется на первый выпуск акций. Действует упрощённый принцип: после государственной регистрации акционерного общества одновременно регистрируется как сам выпуск, так и отчёт об их размещении. Дополнительный же выпуск акций или эмиссия других ценных бумаг осуществляется уже по общей процедуре.
Такой же упрощённый принцип действует и почти во всех случаях при реорганизации.
При слиянии, разделении, выделении и преобразовании образуются новые акционерные общества. Поэтому при этих формах реорганизации применяется упрощённая процедура эмиссии ценных бумаг.
При реорганизации в форме присоединения новые акционерные общества не образуются.
И если в результате реорганизации акционерное общество, которое присоединяет к себе другое акционерное общество, должно увеличить уставный капитал, ему необходимо зарегистрировать дополнительную эмиссию акций, в которые по окончании реорганизации должны быть конвертированы акции или доли участия присоединенного общества. Этот дополнительный выпуск акций производится по общей процедуре эмиссии ценных бумаг. Таким образом, прежде чем реорганизация в форме присоединения акционерного общества будет завершена и соответственно, дополнительные акции размещены среди владельцев присоединённого юридического лица, решение о дополнительном выпуске акций должно пройти государственную регистрацию.
При проведении реорганизации акционерных обществ следует также помнить, что согласно п.1 ст.75 ФЗ “Об акционерных обществах “: “если акционер или акционеры при принятии решения о реорганизации голосовали против этого решения, они имеют право потребовать выкупа принадлежащих им акций акционерным обществом“. Акции реорганизуемого общества, в отношении которых заявлено требование о выкупе, должны быть выкуплены до размещения акций вновь создаваемого общества.
В конце данного раздела обращаем ваше внимание, на ряд важных особенностей при проведении эмиссии ценных бумаг при реорганизации:
●Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате реорганизации, формируется за счёт уставных капиталов и за счёт иных собственных средств (добавочного капитала, складочного капитала, паевого фонда, нераспределённой прибыли и т.д.) реорганизуемых акционерных обществ.
● Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате реорганизации, может быть равен, больше или меньше уставных капиталов акционерных обществ, участвующих в реорганизации.
● В договорах о слиянии, разделении и присоединении в обязательном порядке должны содержаться следующие положения:
1. Способ размещения ценных бумаг – конвертация.
2. Порядок конвертации.
3. Коэффициент конвертации- количество ценных бумаг каждой категории (типа,серии) каждого реорганизуемого акционерного общества, которые конвертируются в одну ценную бумагу другого акционерного общества.
● Если акции одного реорганизуемого общества принадлежат другому акционерному обществу, участвующему в этой же реорганизации, то эти акции конвертации не подлежат – они погашаются (аннулируются). Так же аннулируются акции присоединяемого юридического лица, если они принадлежат правопреемнику. В данном случае действует популярный среди юристов-корпораторов способ присоединения, именуемый часто “поглощением “.То есть когда одно акционерное общество полностью скупает акции другого акционерного общества, после чего относительно легко присоединяет её к себе. Далее акции присоединённого общества аннулируются и при этом не меняются ни уставный капитал, ни структура собственников увеличившегося общества. Плюс к этому, не возникает никаких проблем с конвертацией и с дополнительной эмиссией.
● Если при слиянии или присоединении номинальная стоимость акций разных акционерных обществ отличается, то в Договоре о слиянии или присоединении необходимо предусмотреть предварительное дробление или консолидацию акций.
Дробная акция, согласно закону “ Об акционерных обществах “ предоставляет её владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории или типа, в обьёме соответствующей части целой акции, которую она составляет.
При консолидации акций возможны случаи, когда количество акций на руках акционера не может быть консолидировано в одну целую акцию. В таких случая, согласно Закону “ Об акционерных обществах “ они консолидируются в дробные акции, то есть в соответствующую часть целой акции, со всеми вытекающими правами в полном обьёме.
● Ценные бумаги при реорганизации считаются размещёнными в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
● При присоединении. Если акционерное общество, присоединяющее к себе другое акционерное общество, не увеличивает свой уставный капитал, то оно должно приобрести, выкупить или получить в своё распоряжение необходимое количество своих акций, которые и будут конвертированы в акции присоединяемого общества. Если же это не предоставляется возможным, то акционерное общество, присоединяющее к себе другое акционерное общество, должно увеличить свой уставный капитал на необходимую величину и осуществить дополнительную эмиссию необходимого количества акций. При этом следует иметь ввиду, что государственная регистрация дополнительного выпуска акций должна быть завершена до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.
● При выделении. Размещение ценных бумаг при выделении может происходить в трёх формах:
1. Конвертация. В том случае, когда уставный капитал выделяемого акционерного общества полностью или частично формируется за счёт части уставного капитала общества из которого оно выделяется, применяется метод конвертации. В данной ситуации, уставный капитал первоначального акционерного общества уменьшается, за счёт снижения номинальной стоимости акций, находящейся в собственности акционеров.
В этом случае акции общества, из которого выделяются другие акционерные общества, конвертируются одновременно в акции этого же общества, но с уменьшённой номинальной стоимостью и в акции каждого из выделяемых обществ.
2. Распределение акций. При такой форме, уставный капитал реорганизуемого общества не уменьшается, а уставные капиталы выделившихся обществ формируются за счёт имущества (чистых активов), передаваемого им по разделительному балансу. Акционеры дополнительно к тем акциям, которые у них уже есть получают в собственность акции новых выделившихся обществ.
3. Приобретение акций нового общества самим акционерным обществом, реорганизованного в форме выделения. В данном случае, выделяемые общества формируют свой уставный капитал за счёт части чистых активов, передаваемых им по разделительному балансу, а все выпущенные акции полностью передают обществу, из которого они выделились. В дальнейшем пакеты этих акций реализуются по собственному усмотрению.
● Общее требование для размещения. Размещение акций при реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения и разделения должно осуществляться для владельцев одной категории (типа) на одинаковых условиях. При этом в распределении или конвертации должны участвовать все акции, кроме тех, в отношении которых получено требование о выкупе.
● Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещаемых при реорганизации, утверждается:
— при слиянии – на основании и в соответствии с договором о слиянии;
— при присоединении – на основании и в соответствии с договором о присоединении, а в случае размещения дополнительных акций – также с решением об увеличении уставного капитала этого акционерного общества путём размещения дополнительных акций;
— при разделении – на основании и в соответствии с решением о разделении;
— при выделении – на основании и в соответствии с решением о выделении;
— при преобразовании (за исключением преобразования в народное предприятие) – на основании и в соответствии с решением о преобразовании;
— при преобразовании в народное предприятие –на основании и в соответствии с договором о создании народного предприятия.
Для того, чтобы приступить к решению вопроса о реорганизации фирмы, Вам необходимо предварительно согласовать время со специалистом нашей фирмы и договориться о встрече.
Подготовьте, пожалуйста, к встрече с нами следующие документы:
— Свидетельство о государственной регистрации фирмы.
— Свидетельство о внесении сведений о фирме в ЕГРЮЛ (присвоение ОГРН).
— Свидетельство о постановке на налоговый учет (присвоение ИНН).
- Выписка из ЕГРЮЛ.
— Учредительные документы со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями.
— Протокол о назначении на должность руководителя фирмы.
— Информационное письмо со статистики.
— Извещение страхователю с внебюджетных фондов.
— Ксерокопии паспортных данных на Ваших участников и руководителя.
Последний сданный в налоговый орган бухгалтерский баланс с расшифровкой задолженности (перечень кредиторов и дебиторов).
|
|